Признаюсь, я не большой поклонник шведской компании Frictional Games — разработчиков игры, о которой мы сегодня поговорим. Несмотря на то, что их предыдущие работы Полутень и Amnesia: The Dark Descent, а также несколько сюжетных дополнений к ним, были приняты прессой и игроками очень позитивно, и оказалось сравнительно молодая компания на самом деле мастеров хоррор-игры, меня эти игры не очень впечатлен. Мне казалось, что несколько скучной и однообразной. Поэтому подходил для новой игры SOMA, в начале без особого энтузиазма. Однако дальше, углубляясь в историю, в корне изменил свое представление.
Сюжет
Обычная миссия ужасов сводится к тому, чтобы напугать игрока. Вас помещают в некое пространство, населенное монстрами, и говорят, что могут убить тебя, а это значит, что нужно бояться и избегать встречи с ними. В этом отношении СОМА отличается от традиционного подхода и ставит во главе картины сюжет. Это означает, что они пытаются рассказать интересную историю, а потом сдабривают ее разными страшилками, чтобы они не были. Монстры тоже есть, но они отходят на второй план. От них так по-прежнему должен прятаться, но примитивный стелс механики, которую мы могли видеть во многих игр для СОМА, не создает никакой сложности.
Игра начинается в 2015 году. Главный герой, обычный парень по имени Саймон, владелец небольшого книжного магазинчика, проснувшись от кошмара, в котором он снова пережил ужасы опытного им автомобильной аварии, в которой это чудо, что он выжил, но погибла его девушка. После аварии Саймон получил серьезную травму головы, и теперь он должен пройти специальную терапию по восстановлению функций работы его мозга и избежать кровотечения, который его убьет. Предлагаю ему сделать томографию головного мозга, и отправляется в частный медицинский центр.
Приехав к назначенному месту встречи, Саймон садится в кресло. После выполнения компьютерной томографии, испытывает некоторую растерянность и не знает, где он сейчас находится. Из светлого кабинета попадает в темное помещение, без врача, себя ему томографию, поблизости нет, а вокруг все запачкано какой-то жидкости.
Вышли на улицу и идти дальше по сюжетной линии, мы узнаем, что попали в подводный научно-исследовательский комплекс «Пафос II». На улице сейчас 2104 году, и с того момента, как Саймон сел в кресло для томографии, прошло уже очень много времени. В ходе повествования мы узнаем, что на самом деле случилось с главным героем, почему он оказался на станции, а также почему по комплексу бродят какие-то странные монстры, а также роботов, которые считают себя людьми. Дальше будет только интереснее, а к концу истории нас ждет очень неожиданный, но очень логичный сюжетный поворот.
Геймплей
Механика игры SOMA следует тренда с предыдущих игр Frictional Game. Бродя по многочисленным коридорам и лабораториям комплекса, мы будем изучать историю станции, судьбой ее жителей (Саймон будет психологически войти в убитых и узнать о последних минутах их жизни), ознакомиться с дневниками и аудиосообщениями, оставленные ее сотрудников, пытаться найти из последних оставшихся в живых, одновременно прячась от неизвестного ужаса. Перед нами Survival Horror, если не помнишь.
Честно говоря, когда в последний раз здесь не так много. И настоящих поклонников жанра это может сильно расстроить. Ходить по темным коридорам, опустив комплексов и дне океана (да, будут задания и снаружи станции) в некоторых местах действительно физически страшно. Эффект усиливается благодаря очень солидного звука на носилках. Различные скрипит, пищит и непонятные звуки, часто заставляют задуматься, есть ли вообще идти на этот поворот. Но, как уже говорилось выше, СОМА — это, прежде всего, интересная история, а потом уже все остальное. Об этом не стесняются говорить и сами разработчики из Frictional Games, которые указал в интервью на то, что в игре в большей степени место уделяется самому сюжету, чем страшных сказок. Но, как я указал выше, последние тоже присутствуют, и не позволит заскучать ни на минуту.
Огромным плюсом является то, что ходить и прятать нас не будет в коридорах и номерах. Станция состоит из множества различных комплексов, со своими особенностями и элементами. В отличие от предыдущих игр, где все в большей степени сводится к бесконечным блужданиям по темным пещерам и заброшенным замкам, в СОМА мы будем двигаться по заброшенной научной офисов и лабораторий, которые действительно интересно исследовать.
Стрелять здесь не нужно. Здесь нет оружия. Единственное оружие — это ваше чувство самосохранения, которое поможет избежать встречи с неизвестными до того времени формами жизни, «поселившимися» на станции «Пафос II». Это же чувство самосохранения поможет тебе найти правильный путь дальше. Потому что карты нет, и сосредоточиться нужно на другие предметы и ситуации.
Механика взаимодействия с предметами, если вы играли в предыдущие игры Frictional Games, вам тоже будет известна. Мы должны не только нажимать на кнопки, а на самом деле физически имитировать открытие дверей и замков, крутить в руках предметы, рассматривая их подробно. Говоря о вещах. Игра не прощает халатности. В исследовании станций постарайтесь заглянуть в каждый доступный уголок и без фанатизма обратить внимание на каждую деталь помещения, в противном случае может произойти инцидент, в результате которого, можно, например, не может открыть ту или иную дверь.
В игре головоломки. Некоторые из них простые, некоторые более сложные и требуют больше ухода. Однако их решение, как и они сами, логично и гармонично вплетены в сюжет и не раздражают. По крайней мере, пока, оставаться сосредоточенными и внимательными при их решении. За всю игру ни разу не испытывал с ними трудностей, но, однако, такая проблема может возникнуть.
Визуальный компонент
Игра нетребовательна к ресурсам. Несмотря на то, что построен на новом, по сравнению с Полутень и Amnesia двигателе, в визуальном плане она зашла слишком далеко. Нет, графика вполне симпатичная. Но не более. Кат-сцен нет конца. Любители посмотреть красивые фильмы — извините, здесь этого не найдете. Анимация тоже выразительные ничем похвастаться не может. Местами может даже оттолкнуть. Несмотря на это, есть много других деталей, звук и отличный геймплей компенсировать эту потерю в полной мере.
Не знаю почему, но мне СОМА почему-то напоминает серию Bioshock (и не только сами сеттингом подводного города, который присутствует в двух частях этой серии). Игра хоть и получила хорошую графику, но ценилась в первую очередь не за нее, а, скорее, за интересную подачу сюжета, отличный сюжет, атмосферность и душу, что ли. К счастью, СОМА (по моему скромному мнению) все эти качества имеет. Станцию «Пафос II» действительно интересно исследовать.
Звук
Так как я очень люблю хоррор-игры, то как правило, я стараюсь максимально настроится на их атмосферность и поэтому предпочитаю играть в ночное время, когда никто не мешает, а отсутствие света только усиливает эффект погружения. Поэтому прохождение игры я именно в такой атмосфере. Не знаю, как вы, но я бы советовал играть в СОМА именно в ночное время, или, по крайней мере, ночью, без света и в наушниках. Эффект многократно возрастет, поверьте мне. Ambient-шумы не позволит заскучать ни на минуту.
Во время перехода у меня так вжился в роль Саймона, что он стал все больше и больше сопереживать вместе с ним о его прошлом, настоящем и будущей судьбы. Я постоянно думал о том, что он может испытать, находясь совершенно один в этом заброшенном комплексе. Поверьте, это чувство стоит много, потому что далеко не многие игры способны его дать.
Результаты
Несмотря на примитивную механику, присутствие некоторых изношенных матриц в истории чистый и слабую графику, СОМА без проблем в состоянии держать в напряжении всех тех нескольких часов, которые требуются для его прохождения. Способствуют этому интересный сюжет, моральная дилемма, с которой сталкиваются главный герой, а сама атмосферность происходящего. Игра является гораздо более зрелым, чем может показаться на первый взгляд, и он в состоянии заставить вас остро эмоциональные переживания торнадо. Поклонникам жанра, а также любителям фантастики категорически нельзя игнорировать СОМА. Как, впрочем, и всем другим любителям игр с хорошим сюжетом и историей.
Плюсы:
— Интересная сюжетная линия и повороты;
— Глубокая атмосферность;
— Отличный звук, поддержка;
— Возможность окунуться в персонажа и сопереживать происходящее вместе с ним.
Минусы:
— Графика не на уровне 2015 года;
— Немного однообразный и дефицит врагов;
— Это же ужас здесь, однако, меньше, чем этого ожидаешь от игры;
— Отсутствие карты и указания к заданиям, могут смутить некоторых игроков.
Итоговая оценка: 9 из 10. В общем, перед нами один из лучших представителей художественных хорроров последних лет, который не позволит вам заскучать благодаря интересной сюжетной линии и вообще маленький (и это скорее плюс) продолжительность. Игра переходит в версии для PC. Ошибок и вылетов не замечено, однако, владельцы графических карт Nvidia и игровых консолей PS4 отметить некоторое снижение количества кадров в секунду. В первом случае проблема лечится установкой новых драйверов. Во втором — патчей.