Так уж сложилось, что в российском менталитете слово «джип» вызывает ассоциации с толстыми шеями, кожаные куртки и другие стереотипами. Мало кто смотрит на внедорожники как на рабочих лошадок, которые могут перевозить в своем чреве тело хозяина на болотах, лесах и других препятствий. Да и сами производители не позиционируют свое детище как авто для глухого бездорожья. И да, конечно, продукция советского и российского автопрома, в нашем сознании совершенно не ассоциируется с героическим завоеванием пересеченной местности. Однако именно благодаря советской инженерной человечества появилось много машин, которые могут дать вам преимущество любого типа Ленд-Роверам и Гелендвагенам. Так что — самые популярные советские внедорожники.
ГАЗ 67
Незадолго до войны в великих умах советских заскреблась мысль о необходимости создания качественных внедорожников для военных целей. Все передовые военные державы в это время были уже определены, система выпуска внедорожников, а за основу для разработки национальной решено было брать американский Willys MB Jeep. Как известно, достопамятный Уиллис по праву считается отцом всех внедорожников, выпускаемых сейчас мировым автопромом. С небольшими изменениями производится до 2004 года, под маркой Jeep Wrangler.
Советская разновидность Виллиса получила обозначение ГАЗ-67. В автомобиле был установлен четырехцилиндровый двигатель объемом 3280 кубических сантиметров, развивающий мощность 54 лошадиных сил. Сразу нужно отметить, что до распада СССР повышенной проходимости, предназначенные не только для передвижения вне дорог, но и как тягачи для легких артиллерийский установки. ГАЗ-67 с этой задачей справлялся великолепно, и может буксировать прицеп массой до одной тонны.
Эффективно мешает во время Великой Отечественной войны ГАЗ-67, немало помог и дружелюбный объединенных вооруженных сил СССР. В огромных количествах автомобили выпущена в Северной Корее, где устройство широко использовался во время войны с 50-х годов.
ГАЗ-69
Вскоре после окончания войны начались исследования, посвященные новой модели внедорожника, чтобы заменить надежный, но устаревший ГАЗ-67. Первые опытные модели были выпущены еще в 1948 году, а серийное производство ГАЗ-69 началось в 1953 году на заводе Газ в Ульяновске, ранее основатель выпуском легендарных «полуторок». С самого начала «коза» начал выходить в двух версиях. Первая имела две двери и кузов на восемь мест, а другая, выходившая под названием ГАЗ-69А, имела пять дверей и пять посадочных мест. Энергоблок мощностью 50 ло-шадиных сил, был отдан в аренду только игроков «Победы». Правда, в тяговитости немного уступал двигатель Ивана-Виллиса, но в условиях мирного времени, на это никто не обращал внимания.
Автомобиль активно импортировался во всех странах мира. В Румынии и в Китае даже самостоятельно, сделанных местными заводами, правда, без лицензии и под местным брендом. Особую популярность ГАЗ-б9 приобрел в теплых странах Африки и Латинской Америки. «Тропическое» исполнение внедорожник получил нежную любовь военных, заводчиков и владельцев рабов из стран третьего мира. До сих пор по дождевым лесам ездят русские «козлы», хотя немного изменены, благодаря стараниям местных умельцев.
УАЗ-469
Вдохновляясь громким лозунгом «Догнать и перегнать Америку», советские производители автомобилей решил обогнать все страны, вместе взятые. Желая утереть нос и английском Ленд-Роверам и американских Автомобилей, конструкторы взялись за проектирование нового внедорожника, одинаково подходящий как для военных, так и гражданских нужд. Проект был готов уже в 1961 году, но серийное производство началось лишь в 1972 году.
Чем отличался принципиально новый УАЗ от старшего ГАЗ-69. Во-первых, у пассажира появилась возможность держаться за специальную ручку. Во-вторых, расточенный двигатель от «Победы» заменили на модернизированный двигатель от 21-ой «Волги». Этот двигатель выгодно отличался тем, что мог работать на 72-м бензине, самый дешевый из всех существующих в то время. Кроме того, привод переднего моста, что я могу отключить и подключить его с помощью рычага в кабине.
Но, несмотря на невиданные доселе новинки, автомобиль был принят потребителем, без особой спешки. ГАЗ-69 уже успел покорить сердца не только советских граждан, но и клиентов-капиталистов. В 1971 году 69-й даже участие в гонках «черного рейда» — предвестник ралли «Париж-Дакар».
УАЗ 31512
Чуть позже, на базе 469, была разработана модификация УАЗ-31512 — знаменитая «санитарка». Сразу после того, автомобиль был взят на вооружение «первой помощи». Несмотря на медленный старт, автомобили УАЗ сейчас считаются одними из самых популярных в мире. Наверное, не раз замечали УАЗики в голливудских фильмах, действие которых происходит на Ближнем Востоке или в Африке. Только наш главный внедорожник экспортировался в более чем 100 странах мира и до сих пор производится в России в модернизированном виде под маркой «Hunter».
Луаз 969
Отзывы об этом автомобиле всегда были очень противоречивы. Некоторые хвалят охотничий «Запорожец»», назвав его лучшим народным автомобилем, а некоторые брезгливо морщатся, увидев несуразный силуэт в автомобильном потоке. Однако автомобиль, созданный на базе ЗАЗ — 969, знаменитого «ушастого», в 1978 году на международном салоне в Турине вошел в десятку лучших автомобилей Европы, а в 1979 году на Чехословацкой выставке получил золотую медаль как лучший автомобиль для сельской местности. И действительно настоящую любовь и признание Луаз приобрел именно у местных жителей, а также охотников и рыболовов.
ВАЗ 2121
В истории советской автомобильной промышленности, эта машина навсегда останется как первый внедорожник без военного прошлого, предназначена исключительно для гражданского использования. Еще находясь в зачаточной стадии опытного автомобиля «Нива», приняла участие в конкурсе на крест, в котором приняли участие опытные модели с приводом на четыре колеса «Москвичи», Уазы, ЛуАзы и Ленд-Роверы. Специально для исследования были выбраны такие труднодоступные места, как пахотные земли с растаявшим снегом, карьеры песка, подмоченный дождем, и другие коварные места. Все маститые квадроциклы немедленно увязли в плодородной родной земле, а «Нива» продолжила свое движение, ни разу не завязнув в поставленных препятствий. Все другие, «Нива» стала единственным легковым автомобилем, который официально экспортировался в Японию. Ходят слухи, что один из самых популярных внедорожников в мире «Сузуки Витара» был разработан с использованием наборов данных волжского автозавода.
Как и вся история отечественного автомобилестроения, советский опыт в создании был неоднозначный, но, безусловно, успешным. Хамство сборки оправдывалась корпусе, а конструкционные решения и по сей день находят своих любителей по всему миру.