5 историй судов, застрявших во льдах

Героические истории кораблей и людей, которые находятся в свирепый ледяной плен: от XIX века до 2012 года.

«Пилот», 1850 год

Перейти в морской путь, соединяющему Атлантический и Тихий океан, далее Северо-Западного прохода, пытались многие, и — исчез. Искали, но редко находили. В такое опасное путешествие отправился полярный исследователь Роберт Мак-Клур на борту корабля «Пилот».

Выйдя из Лондона в 1850 году, корабль прошел через атлантику, проследовало вдоль всего Тихоокеанского побережья обеих Америк. Зимой англичане возле острова Банкс, как санные поездки в различных направлениях. Таким образом, снова был открыт Северо-западный проход, но забитый льдами. У подножья скалы, которая когда-то была конечная точка одной из экспедиций, Мак-Клур оставил записку с указанием места для зимовки.

После того, как выходит на восток, дальше от всех предшественников, «Пилот» завяз во льдах, их высота местами достигает 15 м Поставки истощены, люди были слабые, началась цинга. Но из-за слева, под скалой заметку, в апреле 1853 года пришло спасение. Члены команды Эдварда Белчера (вторая экспедиция, отправившаяся по следам Джона Франклина), идет на собачьих упряжках «по указанному адресу».

Вот как описывает эту встречу Мак-Клур: «Мы увидели, что к нам по льду быстро приближается какой-то человеческой фигуры,… Когда мы увидели, что лицо его было черное, как деготь, то мы невольно родился вопрос, имеем ли мы дело с обитателем на земле, или пришельцем с того света… Если бы обвалился небесный свод, то и тогда, кажется, вы будете поражены тем меньше, чем словами, которые я услышал: «Я лейтенант Пим… с корабля «Резольют» …» Здоровые и больные высыпали на палубу, не веря в уши и глаза… отчаяние уступило место самой горячей радости…». Чернота на лице спасителя, поразившая Мак-Клура, объясняется просто: в поддержку судового врача, сажи защищала от жестких солнечных лучей.
Роберт Мак-Клур стал первым человеком, который смог на море, чтобы пройти около двух Америк. Это правда, что в Англии он сначала был доставлен в суд за то, что он покинул корабль, но после оправдан, прославлен и был посвящен в рыцари.

«Эндьюранс», 1914 год

«Эндьюранс» является одним из двух кораблей — участников в Имперской трансантарктической экспедиции, отправившейся в плавание в августе 1914 года. Задача сообщили экскурсия Эрнест Шеклтон поставил амбициозную — пересечь весь Антарктический континент.

Позже он признался, что готов к тяжелым ледовым условиям, но настолько мощные поля пака не ожидал (пак — морской лед толщиной не менее 3 м, старше 2 лет).

В январе экипаж увидел 30-метровой ледяной стены, обрамлявшие берега Земли Котса. В конце февраля 1915 года. командир объявил о зиме: проживание на борту судна стали будет тепло, собаки, бросился на лед и поставить в конурах. В апреле начались подвижки льда, и появляется страх, что «Эндьюранс» может быть подавлено. Но это произойдет только в октябре — на борту образовалась пробоина. Три дня экипаж откачивал воду, чем принимать. Наконец, командир приказал начать эвакуацию. Полярники наблюдали, как их судно, зажатое льдинами, превращается в мусор и раковины.

Теперь цель сменилась на более прозаическую — выжить. На плавающей льдине был основан лагерь. В апреле, она раскололась на два (и палатки и запасы были в отделившейся части), пришлось срочно грузиться в шлюпки. Пятидневное плавание привело их к необитаемому острову Элефант находится вдали от судоходных путей. Выжить на острове, можно: с пресной водой, тюлени, пингвины… Но команда была, как — и физически, и психически.

Шеклтон с пятью людьми отправился в один из синдикатов на помощь — на китобойную базу на острове Южная Георгия. При благоприятной ситуации на путешествие это займет около месяца. 29 апреля, погода резко ухудшилась, температура упала, волны захлестывали шлюпку. Посадка на остров Экзотическое, чрезвычайно опасной, но люди слабели на глазах, и командир решился. (Позже он признался, что это плавание было одним из самых тяжелых испытаний в его жизни).

До китобойной базы оставалось 280 км, но шлюпка не выдержала бы способ. Двое из команды были совсем плохо, и Шеклтон с другими (Уорсли и Crina) отправились на спасение через горы к китобойной базы Стромнесс. Они шли, 36 часов без сна, без карты, через ледники, в обход горных пород — и, наконец, достигли цели. В тот же день, 19 мая, норвежские китобои отправили моторные лодки, чтобы эвакуировать остальных. Спасения оставшихся на острове Элефант удалось далеко не с первой попытки: только 30 августа все участники зимовки прошел на борту прорвавшегося к нему паровой буксир.

«Челюскин», 1933 год

Пароход «Челюскин» и его экипажа советского правительства была возложена важная миссия: доказать, что за время короткой летней навигации обычный пароход может пройти через «северный коридор» — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. «Челюскин» и является обычным грузопассажирским кораблем, кроме того, что усиленный для навигации во льдах.

Экспедиция, возглавленная директор института Арктики, исследователь Отто Шмидтом, я отправился в путь поздновато — 12 июля 1933 года. Первая встреча со льдами произошла в Карском море. Препятствие удалось преодолеть, и, чтобы добраться до мыса Челюскин. 4 ноября благодаря удачному дрейфу вместе со льдами, корабль превратился в Берингов пролив. До чистой воды под рукой. Но корабль увлекло назад, зажало льдинами, и вместе с ними стал уносить обратно в Чукотское море. 13 февраля 1934 года «обнять» на лед усилились — затрещала обшивка, внутрь полилась вода. Срочно началась эвакуация на лед.

Через два часа «Челюскин» затонул, а 104 человека оказались на льдине. За что и была отправлена телеграмма «лично товарищ Сталин». Началась операция по спасению. Тем не менее основная часть челюскинцев провели на льдине около двух месяцев. Обжились. Из спасенных материалов, построен барак и пекарню. Чтобы время не пропадало ничего, Шмидт читал зимовщикам лекции по философии.

Рейсы на Север — что-то легко, особенно на самолетах того времени не были приспособлены к условиям густого тумана и низких температур. Так что, забегая вперед, летчики, участвовавшие в спасении, это не удивительно, получили свои Звезды Героев. Первые 5 марта высадился на льдину экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. За две недели летчики совершили 24 рейса. После того, что семерым летчикам было присвоено звание Героев Советского Союза. Полароид тоже стали национальными героями. В честь «Страны Отто Шмидта на льдине», говорят, даже детей называли — Оттоюшминальд (мальчик) и Оттоюшминальда (девушка).

«Георгий ограниченными Возможностями» и другие, 1937 год

Осенью 1937 года во льдах Арктики замерз почти весь советский ледокольный флот. Доставлены на зиму караван ледокола «Ленин» был вынесен на острове) в середине моря Лаптевых, ежечасно рискуя быть раздавленным льдами. Караван ледореза «Литке» зимовал в проливе Вилькицкого. Группа лесовозов вмерзла в лед близ острова Диксон. Несколько пароходов стояли во льдах около бухты Тихой. Израненный остров) «Красин» зимовал при Нордвика.

Суда шли на помощь застрявшим и попадают в ловушку себя. Так случилось и с «Георгием Седовым», «Садко» и «Малыгиным». Усилия были напрасны: пробитые ледоколами каналы сразу затягивало льдом. Пришлось столкнуться зимой. Так, 23 октября начался легендарный дрейф, длившийся 812 дней. Опыт был такой, что никто из 217 человек, расположен на трех кораблях, не было.

«Среди дрейфующих льдов был создан целый город, — пишет Константин Бадигин (второй капитан «Садко», в процессе дрейфа, стал капитан «Nazi»). — До трехэтажными пароходами выросли ледяные домики, палатки гидрологов и магнитологов Быстро… были протоптаны дорожки, которые соединяют судов». Многое зависит от того, как поставить судно на зимний период, чтобы не попасть на линию сжатия льдов (так в свое время умер «Челюскин»). Лучше всех стал «Садко» — в естественной лагуне среди ледяного поля, в окружении мощной грядой торосов. А вот от «Георгия » Маркитан», один из схватки больно руля корабль потерял возможность управления.

В апреле 1938 года, крейсерская с Тикси в лед, летчики Павел Головин и Анатолий Алексеев самолеты вытащил зимовщиков. «Садко» из ледяного плена освобождены осенью ледокол «Ермак». А вот «Георгий » Маркитан» отбуксировать не удалось, ледокол остался на вторую зимовку. Только в январе 1940 года. экипажа появился шанс вернуться на Большую землю: для дрейфующему пароходу подошел ледокол «Иосиф Сталин». Для того, чтобы ускорить освобождение корабля, пришлось лежать в течение 2-3 метрах от корпуса заряды, взрывы разрушая пятиметровый лед под кормой. Наконец, 13 января спаситель и спасаемый, находящихся на борту, и «Семьи», был выведен на чистую воду.

«Акад. Шокальский», 2012 год

25 декабря, под самый Новый — 2013-й — год, в научно-исследовательского судна «Академик Шокальский» с 74 людьми на борту застряло в Антарктике. «Мы не упали, то к чистой воде, является только одной мили», — рассказывает капитан судна Иванцова, Игорь. Но подувший после того, сильный ветер привел к образованию мощного льда поля, простиравшегося от корабля на десятки километров.

На призыв о помощи отозвались три ледокола — китайский «Снежный дракон», французский «Астролябия» и австралийский «Аврора Аустралис». Но разыгравшаяся метель — скорость ветра в среднем 50 км/ч, с порывами до 70 км/час — не позволить спасателям приблизиться к российскому судну, они слишком «завязли» в лед. «Приключение» не помешало австралийским ученым — океанологам, гидрологам, зоологам — и примкнувшим к экспедиции на туристов, чтобы подготовиться для встречи Нового года и даже, по словам находящегося на борту корреспондент би-би-си Эндрю Люк-Бакера, сочинять по этому поводу песни и разучивать танцы. Экипаж, между тем, продолжается борьба за вызволение из плена: «мы Работаем круглосуточно, ситуацию облегчает тот факт, что в Антарктике, сейчас в летнее время, так и ночью светло», — заявил капитан Игорь Киселев.

В конечном итоге все же было принято решение об эвакуации людей с вертолетом на австралийский ледокол, который состоится 2 января. А через пять дней, благодаря изменению ветра, ледовое поле покрыто трещинами, и на 8 января, целый и невредимый «Акад. Шокальский» вышел на чистую воду и пошел вниз по запланированному маршруту — «по местам обитания маленьких пингвинов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *